ДОСТУПНАЯ СРЕДА


«Доступная среда» – многоцелевая государственная программа по защите и поддержке отдельных слоев населения, которые ограничены в своих действиях из-за состояния физического или психического здоровья. Иными словами, это комплекс мер, поддерживаемый федеральными и региональными органами власти и направленный на реабилитацию и абилитацию (лечебно-педагогические действия по отношению к ограниченным людям или лицам с подорванной психикой с целью создания для них смысла жизни и иных оптимистических взглядов) инвалидов и других граждан, ведущих малоподвижный образ деятельности.

Нормативно-правовая база

  1. Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. N 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы» (с изменениями и дополнениями).
  2. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ
  3. Приказ Минтруда России от 31.07.2015 N 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.08.2015 N 38624).
  4. Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».
  5. Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» (с изменениями и дополнениями).
  6. Письмо Минобрнауки России от 12.02.2016 n вк-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования».
  7. Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи.
  8. Письмо Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2017 г. N ТС-267/07 «О направлении информации» (О создании ресурсного класса, позволяющего обеспечить создание необходимых условий, в максимальной степени способствующих получению без дискриминации качественного образования и социальному развитию обучающихся с расстройством аутистического спектра, в т. ч. через организацию системы инклюзивного образования)
  9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ. Для детей-инвалидов и детей с ОВЗ оборудованы кабинеты учителей-логопедов, педагога-психолога, физкультурный зал.
 
Обеспечение доступа в здание МОУ «Гимназия №1» детей-инвалидов  и лиц с ограниченными возможностями здоровья Согласно приказа Министерства образования от 9 ноября 2015 г. №1309 в образовательной организации целенаправленно и планомерно
проводится комплекс мероприятий по обеспечению доступа в здание гимназии детей-инвалидов и детей с ОВЗ:

  • приказом по учреждению определены ответственные должностные лица за организацию работы по
    обеспечению условий доступности
  • систематически организовывается инструктирование специалистов, работающих с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ, а также сотрудниками, задействованными по вопросам, связанным с обеспечением доступности;
  • по результатам комиссионного обследования оформлен Паспорт доступности, отражающий оценку соответствия уровня доступности в гимназии заявленным законодательством РФ требованиям;
  • разработан план действий по обеспечению доступности в форме Дорожной карты. По состоянию на 1 сентября 2017 года выполнен следующий перечень мероприятий, реализуемых для достижения запланированных показателей доступности:
    содействие ребенку-инвалиду при входе в гимназию и
    выходе из него, информирование о доступных маршрутах общественного транспорта, адаптация официального сайта гимназии для лиц с нарушениями зрения (версия для слабовидящих), наличие откидного пандуса, контрастных лент, плоских информационных знаков.
  • При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.
Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; В учреждении организовано сбалансированное питание в соответствии с примерным 10-дневным меню. Питание детей осуществляется в
соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. Главным
государственным санитарным врачом РФ 15.05.2013г. Питание детей-инвалидов и детей с ОВЗ осуществляется на общих условиях.
Условия охраны здоровья здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; Планирование и проведение работы по охране здоровья воспитанников осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском.
Медицинское обслуживание детей в гимназии осуществляется  медицинской сестрой. Медицинский блок состоит из медицинского
кабинета, изолятора, процедурного кабинета. Медицинский кабинет оснащен всем необходимым оборудованием, которое соответствует
санитарно-гигиеническим требованиям, имеется достаточное количество медикаментов для оказания первой неотложной помощи, здесь же происходит осмотр детей.
В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:

  • проведение профилактических осмотров;
  • мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
  • осуществление систематического медицинского контроля за
    физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
  • обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием
    образовательного учреждения;
  • осуществление контроля за выполнением санитарных норм и
    правил. Согласно СанПиН от 2.4.1.3049-13 разрабатывается:
  • режим дня детей в гимназии, с обязательным учетом возраста детей. 
  • составляется расписание непосредственно образовательной деятельности для каждой группы детей. В период летних каникул проводятся экскурсии, развлечения. Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей на физкультурных занятиях.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья  Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МОУ «Гимназия №1» и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;  Имеются мультимедийные средства, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы).