Шахматный кружок «Белая ладья»


С 1 сентября 2012 года  МОУ «Гимназия №1» является пилотным  учебным заведением по апробации проекта «Шахматы в школе». Руководителем кружка является педагог дополнительного образования Злаведов И.И., за его плечами большой опыт, он неоднократный чемпион района по шахматам и призер областных соревнований. Проект «Шахматы в школе» в рамках внедрения ФГОС в начальной школе  подразумевает постепенное проникновение шахмат  в систему школьного образования для достижения значимых для системы образования целей.

Данная программа направлена на формирование специальных знаний и навыков, чтобы каждый обучающийся в дальнейшем обладал следующими качествами:

— самостоятельностью и критичностью мышления;

— умением мыслить как логически, так и творчески;

— развитой интуицией;

— умением концентрироваться, собираться в критических ситуациях;

— цепкостью, последовательностью в достижении поставленной цели, в том числе в условиях противодействия намеченным планам;

— выдержкой, готовностью отвечать за принимаемые решения;

— хорошей, а может быть, даже отличной памятью;

— умение планировать, анализировать, контролировать;

— самодисциплиной и самоконтролем;

— уважению к чужому мнению;

— развитой фантазией и воображением;

— умением ценить красоту мысли, определенным эстетическим воспитанием;

— способностью бороться до конца и не падать духом в критических ситуациях.

Начинать формирование этих качеств необходимо уже у младших школьников, и опыт показал, что прекрасным средством для реализации этой благородной цели  являются шахматы.

Актуальность данного проекта вызвана потребностью осмысления организации и содержания   обучения  шахматной игре учащихся начальных классов.   Данная  работа, проводимая в МОУ «Гимназия №1», отражает поиск   действенных форм и методов обучения детей шахматной игре, ведь шахматы   формируют характер, свойства и качества натуры ребенка, помогают в учении, развивают многие произвольные процессы: мышление, внимание, память, т.е. являются не только механизмом интеллектуального развития, но и здоровьесберегающей технологией. Занятия по шахматам позволяет реализовать многие позитивные идеи теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих обучающихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.

Заместителем директора по ВР Григорьевой Н.Ф. ведётся мониторинг уровня овладения обучающимися умением играть в шахматы. В начале обучения из 100 человек, участвующих в апробации проекта, только 28 знали правила игры. Но к концу 2012-2013 учебного года 100% детей знают названия фигур и умеют играть в шахматы. Данная внеурочная деятельность положительно влияет на совершенствование у обучающихся многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отставать в развитии от своих сверстников. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создание игровых ситуаций.